Вышивка — одно из всераспространенных в мире искусств
Свои истоки берет она в глубочайшей древности, когда использовали костяные, а потом бронзовые иглы.
В Старом Египте вышивками декорировали шерстяные, льняные и пеньковые ткани. Когда в Индии научились делать легкую белую хлопчатобумажную материю, расшивали ее шерстяными, бумажными и золотыми нитями. В Китае, Стране восходящего солнца вышивали цветными шелками. В переливах ласковых красок появлялись необычные растения и птицы, чудные картины природы.
Обширное распространение в Иране, Индии и Турции, также в Китае и Стране восходящего солнца получило шитье золотом. Древнегреческий историк и географ Страбон обрисовывает, как поражены были греки, лицезрев золотые, расшитые самоцветными каменьями азиатские одежки.
На Алтае, в Пазырыкских курганах III— V вв., в погребениях были найдены древнейшие вышивки с изображением животных. В странах средневековой Европы выработались свои орнаментальные мотивы, раскраска и приемы выполнения.
В русских городках, селах и деревнях вышивкой занимались давно, декорировали ею одежку, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышноватыми хвостами жар-птицы, раскидистые древа жизни с большими цветами, застывшие в безгласном молчании великие дамские фигуры с воздетыми к небу руками декорировали рубашки и сарафаны, головные уборы и платки российских крестьянок. Постели в избах убирали наряженными настилальниками с богато расшитой каемкой. Самые прекрасные полотенца, иногда сплошь покрытые узорочьем, служили наряженным убранством жилья. Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь декорировали вышивкой.
Узоры и цветовой строй вышивки были неразрывно связаны с трудовой деятельностью людей и хранили их древнейшие представления. Так, архаическая вышивка российского Севера производилась красноватой нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующим тепло и свет, которые так нужны для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался эмблемой плодородия. Все эти узоры геометрического типа.
В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение дамы, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми ввысь руками в окружении оленей, жеребцов и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Мамы Сырой Земли.
Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки,: вокруг которого как будто бы свернулась колечком гусеница. Шерстка ее завилась петельками и колечками. В свое время служили эти необыкновенные узоры календарем. Любая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на замену времени года, на денек посева и уборки хлебов, на главные фазы развития озимой ржи, которая идеальнее всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. 6 лепестков цветка и 6 ростков меж ними означали двенадцать месяцев года.
В городках мастерицы расшивали церковные облачения и мундиры, камзолы и дамские платьица. Часто хозяйки дома декорировали вышивкой обивку диванов, кресел и стульев, подушечки и дорожки, скатерти и занавеси. В узорах они предпочитали букеты и гирлянды цветов, бытовые сцены, пейзажи.
Екатерина Кривенко